Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели (п.1 ст.204 Налогового кодекса РБ, далее - НК).
Объектами обложения экологическим налогом признаются, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (подп.1.1 п.1 ст.205 НК).
Экологический налог уплачивается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях
Из перечня выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые не являлись объектом обложения экологическим налогом в 2013 г., исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, в т.ч. от отопительного оборудования, установленного на них.
Однако это не означает, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками признаются в 2014 г. объектом для исчисления экологического налога, поскольку налоговая база экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2014 г. определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абзацы 1 и 2 ст.206 НК).
Таким образом, с 2014 г. облагаются только выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях. Выбросы от нестационарных источников, мобильных источников, стационарных источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не учитываются при определении налоговой базы для расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Расчет суммы экологического налога
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (п.2 ст.208 НК).
Налоговый период
Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (п.1 ст.208 НК).
Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.7 ст.208 НК).
Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками сразу за весь год исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок экологического налога (п.3 ст.208 НК).
Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в соответствии с п.3 ст.208 НК (исходя из годового объема выбросов) представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) (п.9 ст.208 НК):
• не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.
Уплата экологического налога производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога (подп.9.1 п.9 ст.208 НК);
• не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога. В случае когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст.60 НК (подп.9.2 п.9 ст.208 НК).
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в размерах согласно приложению 6 к НК.
|
Обратите внимание!
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух первого класса опасности и за выбросы веществ, для которых не определены классы опасности, не установлены. Соответственно, такие выбросы загрязняющих веществ не будут облагаться экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
|
Исчисленная сумма экологического налога может быть уменьшена
Как и в 2013 г., в 2014 г. исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть первая п.6 ст.208 НК).
При общих суммарных объемах выбросов менее 3 тонн в год они не признаются объектом налогообложения
С 2014 г. не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год (абзацы 1 и 2 п.2 ст.205 НК).
Если общий суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, равен или превышает 3 т в год, такие выбросы являются объектом обложения экологическим налогом.
Практические ситуации
Рассмотрим исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2014 г. на практических ситуациях.
|
Ситуация 1
Один из видов деятельности организации - производство строительных конструкций. При изготовлении продукции производятся сварочные работы с использованием агрегата сварочного, работающего на топливе, также используются бензопилы.
Является ли организация плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2014 г.?
|
Не является, поскольку налоговая база экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2014 г. определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Сварочные аппараты и бензопилы не являются стационарными источниками выбросов, и, соответственно, они в разрешениях не указаны.
|
Ситуация 2
Организация сделала ремонт собственных производственных помещений. При окраске стен вручную выбрасывались загрязняющие вещества в атмосферный воздух.
Следует ли в 2014 г. в рассматриваемой ситуации уплачивать экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
|
Нет, не следует, поскольку выбросы происходили от нестационарного источника, а экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух исчисляется исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.
|
Ситуация 3
У организации имеется разрешение на следующие виды выбросов на 2014 г.:
• кадмий (первый класс опасности) - 1,5 т в год;
• никель (первый класс опасности) - 1,2 т в год;
• хром шестивалентный (первый класс опасности) - 0,56 т в год;
• бензол (второй класс опасности) - 2,0 т в год;
• азота оксид (третий класс опасности) - 1,2 т в год;
• пыль комбикормовая (не установлен класс опасности) - 3,0 т в год.
Организация уплачивает экологический налог исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как рассчитать экологический налог?
Как подается декларация в рассматриваемой ситуации?
|
В данной ситуации планируемая сумма экологического налога, исходя из разрешения, рассчитывается следующим образом:
• по веществам второго класса опасности - 2,0 т х 5 220 600 руб. (примечание 1) = 10 441 200 руб.;
• по веществам третьего класса опасности - 1,2 т х 1 725 850 руб. (примечание 2) = 2 071 020 руб.
Кадмий (первый класс опасности) - 1,5 т в год; никель (первый класс опасности) - 1,2 т в год; хром шестивалентный (первый класс опасности) - 0,56 т в год; пыль комбикормовая (не установлен класс опасности) - 3,0 т не участвуют в расчете экологического налога.
Итого планируемая сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составит: 10 441 200 + 2 071 020 = 12 512 220 руб.
Декларацию организация должна представить не позднее 20 апреля 2014 г. исходя из установленного годового объема. В декларации будут отражаться только вещества второго и третьего классов опасности в объемах, рассчитанных в вышеизложенном порядке.
Уплату экологического налога организация вправе производить по своему выбору один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога.
Вторую декларацию организация должна подать не позднее 20 февраля 2015 г., на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ за 2014 г. Доплатить налог следует не позднее 22 февраля 2015 г.
В случае когда фактические объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст.60 НК.
|
Ситуация 4
Организация уплачивает экологический налог за выбросы ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов. Она получила разрешение на выбросы следующих загрязняющих веществ на 2014 г.:
• озон (первый класс опасности) - 1,95 т в год;
• винилбензол (второй класс опасности) - 0,25 т;
• азота оксид (третий класс опасности) - 0,5 т;
• углеводороды предельного алифатического ряда (четвертый класс опасности) - 1,3 т;
• метанол (третий класс опасности) - 0,4 т;
• этиловый эфир этиленгликоля (класс опасности не установлен) - 2,25 т.
Фактически выброшено за год:
• озон (первый класс опасности) - 0,95 т;
• винилбензол (второй класс опасности) - 0,23 т;
• азота оксид (третий класс опасности) - 0,2 т;
• углеводороды предельного алифатического ряда (четвертый класс опасности) - 0,3 т;
• метанол (третий класс опасности) - 0,4 т;
• этиловый эфир этиленгликоля (класс опасности не установлен) - 0,25 т.
С учетом норм п.2 ст.205 НК возникает ли в данной ситуации объект для исчисления экологического налога?
|
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год не признаются объектами обложения экологическим налогом (п.2 ст.205 НК).
Для применения данной нормы необходимо рассчитать общий суммарный объем загрязняющих веществ, указанных в разрешении, и сравнить с 3 т.
Суммарный объем, указанный в разрешении, равен: 1,95 т + 0,25 т + 0,5 т + 1,3 т + 0,4 т + 2,25 т = 6,65 т.
Таким образом, полученный суммарный объем (6,65 т) превышает минимальные 3 т. Соответственно, организация изначально не вправе применить норму п.2 ст.205 НК. Она обязана уплачивать экологический налог и подавать декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет.
Однако необходимо обратить внимание на то, что налог будет уплачиваться только по веществам второго, третьего и четвертого классов опасности. Это связано с тем, что озон (первый класс опасности) и этиловый эфир этиленгликоля (класс опасности не установлен) не участвуют в расчете экологического налога, так как для них НК не установлены ставки.
Вместе с тем в расчете минимальных установленных 3 т объемы выбросов загрязняющих веществ первого класса опасности и веществ, для которых класс опасности не установлен, участвуют.
Поскольку фактические выбросы по всем веществам за 2014 г. составили 2,33 т, то организация вправе применить норму п.2 ст.205 НК и вернуть (зачесть) излишне уплаченный налог за I-III кварталы.
|
Ситуация 5
Организацией получено разрешение на выбросы следующих загрязняющих веществ на 2014 г.:
• свинец (первый класс опасности) - 0,34 т;
• гидрохлорид (второй класс опасности) - 1,23 т;
• азота оксид (третий класс опасности) - 0,45 т;
• ксилол (третий класс опасности) - 0,55 т.
По факту за год выброшено:
• свинец (первый класс опасности) - 2,4 т;
• гидрохлорид (второй класс опасности) - 3,23 т;
• азота оксид (третий класс опасности) - 1,5 т;
• ксилол (третий класс опасности) - 2,5 т.
Установленная НК норма 3 т превышена в IV квартале 2014 г.
С учетом норм п.2 ст.205 НК возникает ли в данной ситуации объект для исчисления экологического налога?
|
Возникает в IV квартале, но исходя из фактических объемов выбросов за весь год.
В рассматриваемой ситуации изначально организация не признается плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поскольку суммарный объем выбросов, указанных в разрешении, составляет 0,34 т + 1,23 т + 0,45 т + 0,55 т = 2,57 т, что меньше установленных минимальных 3 т.
В связи с этим три квартала организация не уплачивает экологический налог и не отражает объемы выбросов в декларации.
Однако когда в IV квартале организация обнаружит превышение установленных минимальных 3 т, то она обязана исчислить и уплатить экологический налог за весь год.
В рассматриваемой ситуации фактически выброшено: 2,4 т + 3,23 т + 1,5 т + 2,5 т = 9,63 т.
Соответственно организация признается плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за весь год и должна представить уточненные декларации за три предыдущих квартала. При этом облагаться будут:
• гидрохлорид (второй класс опасности) - 3,23 т;
• азота оксид (третий класс опасности) - 1,5 т;
• ксилол (третий класс опасности) - 2,5 т.
Всего 7,23 т объемов выбросов.
Свинец (первый класс опасности), выброшенный в объеме 2,4 т, не будет участвовать в расчете экологического налога.
Ситуация 6.
В 2014 году экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ только от стационарных источников выбросов. Организации необходимо обеспечить хранение собственного дизтоплива. Для этого она планирует найти соответствующий резервуар и заключить договор или аренды резервуара, или ответственного хранения нефтепродуктов. Объектом обложения экологическим налогом признают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, причем от стационарных источников выбросов.
Является ли такой резервуар стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ?
Является. Резервуар является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух исходя из норм ст.1 и 13 Закона РБ от 16.12.2008 №2-3 "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон).
Источниками выделения загрязняющих веществ являются технологическое и иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осуществлении которых происходит образование и выделение загрязняющих веществ (ст.1 Закона).
Процесс закачки и слития дизтоплива из резервуара является источником выделения загрязняющих веществ (смесь углеводородов и других веществ). Как правило, резервуары для хранения нефтепродуктов размещают вне помещений, и при процессе закачки и слития дизтоплива выбросы загрязняющих веществ непосредственно попадают в окружающую среду.
Источники выбросов - это технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.